Історія однієї дитини

Овсяннікова Ірина Вікторівна:
«1 сентября 2015 года к нам, во 2-В класс ООШ №1 г. Бердянска прибыла новая девочка – Ева. Она с родителями жила в Донецке, потом семья выехала из зоны АТО в г.Марганец Днепропетровской области, прожили они там год и приехали в Бердянск. С виду девчушка была очень худенькая, стеснительная, на глазах у неё выступали слёзки, она робко вошла в класс. Я, конечно же, посадила её на первую парту, возле учительского стола и попросила детей подружиться с Евой, принять её в наш классный коллектив. Но, к сожалению, девочка стеснялась, практически, ни с кем не общалась, на переменках грустила, по любому поводу сразу плакала. Мама девочки сказала, что они прибыли из зоны АТО. Конечно, у Евы  там остались друзья, любимые игрушки и ей было сложно адаптироваться к новой жизни в непривычных условиях.
Прошло немного времени,  в феврале 2016 года нашей школе предложили принять участие во Всеукраинском проекте «Кола друзів» при поддержке английского психолога Колина Ньютона. К нам в школу приехали из Запорожья 2 тренера. Провели с нами психологический тренинг, коротко рассказали о работе «Кола друзів». Слушая тренеров, я думала, вроде бы слишком всё просто, 1-2 занятия и дальше ребятам будет неинтересно, о чем мы будем с ними говорить?
По истечении некоторого времени нужно было начинать работу. По методике нужно было определиться с фокусным ребёнком. У меня сомнений не возникало, Еве нужна реально помощь её же одноклассников, чтобы помочь адаптироваться в новом коллективе, найти себе по духу друзей. У меня времени на раздумья не было. Я твердо решила собирать круг друзей для Евы.
Определив фокусного ребёнка, я собрала восьмерых девочек, в І «Круг друзей» и на первом же занятии мои предположения оправдались. Т.к.  все девочки сказали, что Ева (ф.р.) – стеснительная, на переменках часто бывает одна, ни с кем не общается, друзей у нее нет. Сразу же мы придумали название своему кругу «Солнышки» и короткий девиз: «Ярче солнышко свети, в круг друзей нас собери». Конечно, на первом занятии я сама пребывала в волнительном состоянии, т.к. нужно было вести продолжительный разговор, при этом никоим образом не ущемить права Евы, не обидеть её, подвести детей к тому, чтобы они поняли: зачем я их собрала и как  помочь Еве?  Я впервые почувствовала себя  психологом детских душ. Следила за девочками, как они реагируют на мои вопросы, как они подхватывают тему разговора, и еще осторожно наблюдала за Евой. Это было невероятно интересно. Евочка изначально молчала, немного покраснела, когда услышала, что стали говорить в её адрес хорошие слова, на вопросы только головкой кивала,  и тут, я заметила, что в середине занятия она начала немного застенчиво улыбаться. Я тут же привлекла внимание ребят, обратила их взгляд на её красивую улыбку, добрые глазки. Когда девочки в очередной раз усыпали её комплиментами, Ева ещё больше заулыбалась. Когда я предложила представить, что Ева – это море, я попросила назвать, какое оно? Девочки называли комплименты: ласковое, нежное, спокойное, задумчивое, волнительное. В этот момент я следила, как девочка улыбалась и как будто, стала расцветать. А когда девочки предложили, чем они смогут ей помочь («вместе ходить в столовую», «принести любимую игрушку, чтобы поиграть», «пойти вместе в театр») у девочки на глазах появились слёзы. После окончания работы первого занятия, перед уходом домой,  Ева с радостью подошла ко мне и  спросила: «А когда мы снова соберёмся в «Круг друзей»?» Для меня это было открытие, «Круг друзей» повлиял на девочку и, значит, наша помощь ей просто необходима. Всё удалось. Фокусный ребенок остался под впечатлением. От комплиментов у девочки появились даже «слезы радости» на глазах. Я поблагодарила детей за сотрудничество и отправила их с родителями домой. Я будто бы была окрылённая успехом, неожиданно открыв в себе такие возможности,  у меня все получилось. Через некоторое время я позвонила маме фокусной девочки, т.к. мне было интересно, какие впечатления остались у нее? К слову сказать, при встрече мама тоже всегда была стеснительна, неразговорчива, мало улыбалась. На что мама ответила, что она очень рада за дочь. Говорила с восхищением о том, что Ева счастлива, ей столько комплиментов дети сказали, что она не ожидала. Одушевленная успехом, я решила готовить ІІ занятие.
Прошла неделя. На втором занятии, конечно, некоторые дети признались, что не всё, что обещали, выполнили. Но девочка (ф.р.) была уже в разговоре более раскованная, больше улыбалась, шла на контакт. Ей общение стало в радость, это было очень заметно. Девочки пообещали обменяться мобильными телефонами, одна из них пригласила Еву к себе на концерт. А Ева, в свою очередь, рассказала о своем увлечении и пообещала принести вышитые ею картины и показать сам процесс вышивки.
В период между кругами я незаметно наблюдала  за участницами круга. И, действительно, девочки всё же стали выполнять свои обещания. Приносили игрушки, шли с Евой в паре в столовую, классом мы были в театре. 
И в этот период  мне предложили с коллегой съездить в г. Ирпень, обменяться опытом, поучиться методике ведения «Кругов друзей». Конечно, я с удовольствием согласилась.  Встреча с самим Колиным и его женой Джеки была переполнена положительными эмоциями. Мы общались, прислушивались к своим коллегам из других городов. С нами проводили психологические тренинги. Воодушевленная, я приехала обратно и не раздумывая, пригласила девочек на ІІІ «Круг друзей».
Как всегда мы провели разминку. В этот раз мы дарили друг другу комплименты, улыбались, приветствовали друг друга, обнимались, со стороны складывалось впечатление, что мы не виделись вечность, хотя круг проводили после уроков. И стали вспоминать все те хорошие дела, которые обещали Еве. И в перерыве между разговорами я предложила очередную игру. К слову сказать, этот вариант игры с нами проводили на психологическом тренинге в г.Ирпене и мне хотелось попробовать снова испытать те чувства, а особенно понаблюдать за девочками, будучи в нашем «Кругу друзей».  Мы стали в круг, но спинками друг к другу, оставив единственную Катю, повернутую в круг лицом, по методике нельзя было Еву (ф.р.) оставлять одну.  Мы стояли минуту или две, задумчивые, грустные. Ева, в этот момент, была очень расстроенная, и не понимала, что происходит.  Я спросила девочек, что они испытывают.  Тут же ответила Катя, которая стояла лицом в круг и не видела наших лиц, что почувствовала одиночество и тоску. Ей хотелось, чтоб мы быстрее поворачивались. Но по правилам этой игры, мы стали по одному поворачиваться, и при этом я наблюдала, как сразу менялось выражение лица Кати и той девочки, которая поворачивалась. Улыбка тут же расцветала. Я снова спросила, что чувствует Катя и те девочки, которые поворачиваются.  Естественно, на душе становилось теплее от добрых и радостных взглядов. Пришло время и Еве повернуться. Девочка повернувшись, встретила добрые и искренние взгляды, улыбки и мы приняли решение, что теплее всего в «Кругу друзей», когда мы встречаемся взглядами, разговариваем и улыбаемся друг другу. После того, когда повернулся последний человек, мы крепко взялись за руки, потом рассоединив руки, снова стали обниматься, чтобы доказать друг другу, как нам хорошо вместе. В конце занятия, уходя, уже все девочки договаривались, что они принесут в следующий раз, чтоб поделиться с Евой и все с нетерпением будут ждать следующего круга друзей.
Ровно через неделю, на  IV занятии одна из девочек – Карина подарила Еве расписанное яйцо. Как выяснилось, девочки обменялись мобильными телефонами, ходили вместе на концерт, а Ева, как и обещала, принесла вышитые картины и одну - в работе, на пяльцах, и коробочку с разноцветными нитками, бусинками. Все с восторгом рассматривали, как надо вышивать картину, Ева была в центре внимания. Она с радостью рассказывала и показывала сам процесс вышивки. В конце занятия я спросила, сможет ли Ева теперь сама протянуть руку помощи тому, кто будет нуждаться. На что она с удовольствием согласилась. Перед окончанием  занятия я предупредила детей, что это последний круг и спросила, что они будут делать, если круга не будет? На что девочки ответили, что в любом случае, они протянут руку помощи тем, кто нуждается, будут отзывчивыми на проблемы других.  Я поняла, что цели я добилась. И при этом, Ева раскрепостилась, стала общительней, улыбалась.
Я начала работу с другим «Кругом друзей», объявила в классе об этом, по желанию собрала 10 человек, определили вместе, кому необходима в классе помощь, и первой, кто поднял руку для участия в следующем «Кругу друзей», это была Ева.
Я думаю, что такие «Круги друзей» имеют большую ценность. Т.к. они дают возможность пообщаться с ребятами наедине, свободно, искренне, помогают раскрыть душу ребенка, затронуть эмоциональное состояние, и, самое главное, внести положительные эмоции в жизнь детей, их родителей, приоткрывают дверцы твоих возможностей, как учителя,  а это и здоровье, и радость в работе, и  долгожданный успех!»

Іванічева Ольга Олексіївна:
          «Поля на каждом шагу переживает неудачи: обычные дети играют, она же пытается присоединиться к ним, но ей отказывают, она часто не успевает что-то дописать на уроке, начинает плакать и над ней смеются. Одним словом, она на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у неё есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – она совершенно довольна собой.
          Я помню тот день, когда состоялся первый круг, Полина пришла в школу, полная абсолютной грусти.

      Все  дети разговаривали, а также играли друг с другом на переменах, обсуждали разные темы, они делились своими интересами, высказывали свои суждения. А Полина ходила, как Чебурашка, который ищет себе друзей. Когда мы собрались в круг, и я задала им вопрос, кто же больше всех из них нуждается в дружественной поддержке, только одна Полина подняла руку. После того как дети начали называть хорошие качества и поступки Полины, она тут же засияла от счастья. Все дети предлагали ей свою поддержку, она её не только приняла, но и предложила также каждому из них свою помощь. На протяжении всего времени проведения кругов, мы увидели значительные перемены в настроении Полины. Она с большим удовольствием бежала в школу. Причём она не только принимала помощь и поддержку  детей, но и заметила, что у нас в классе есть такой мальчик, который очень долго болел, во многом отставал от своих одноклассников. И она сама собрала свой мини-круг для Артёма».

Немає коментарів :

Дописати коментар