Овсяннікова Ірина Вікторівна:
«1
сентября 2015 года к нам, во 2-В класс ООШ №1 г. Бердянска прибыла новая
девочка – Ева. Она с родителями жила в Донецке, потом семья выехала из зоны АТО
в г.Марганец Днепропетровской области, прожили они там год и приехали в
Бердянск. С виду девчушка была очень худенькая, стеснительная, на глазах у неё
выступали слёзки, она робко вошла в класс. Я, конечно же, посадила её на первую
парту, возле учительского стола и попросила детей подружиться с Евой, принять
её в наш классный коллектив. Но, к сожалению, девочка стеснялась, практически,
ни с кем не общалась, на переменках грустила, по любому поводу сразу плакала.
Мама девочки сказала, что они прибыли из зоны АТО. Конечно, у Евы там остались друзья, любимые игрушки и ей
было сложно адаптироваться к новой жизни в непривычных условиях.
Прошло
немного времени, в феврале 2016 года
нашей школе предложили принять участие во Всеукраинском проекте «Кола друзів»
при поддержке английского психолога Колина Ньютона. К нам в школу приехали из
Запорожья 2 тренера. Провели с нами психологический тренинг, коротко рассказали
о работе «Кола друзів». Слушая тренеров, я думала, вроде бы слишком всё просто,
1-2 занятия и дальше ребятам будет неинтересно, о чем мы будем с ними говорить?
По
истечении некоторого времени нужно было начинать работу. По методике нужно было
определиться с фокусным ребёнком. У меня сомнений не возникало, Еве нужна
реально помощь её же одноклассников, чтобы помочь адаптироваться в новом
коллективе, найти себе по духу друзей. У меня времени на раздумья не было. Я
твердо решила собирать круг друзей для Евы.
Определив
фокусного ребёнка, я собрала восьмерых девочек, в І «Круг друзей» и на первом
же занятии мои предположения оправдались. Т.к.
все девочки сказали, что Ева (ф.р.) – стеснительная, на переменках часто
бывает одна, ни с кем не общается, друзей у нее нет. Сразу же мы придумали
название своему кругу «Солнышки» и короткий девиз: «Ярче солнышко свети, в круг
друзей нас собери». Конечно, на первом занятии я сама пребывала в волнительном
состоянии, т.к. нужно было вести продолжительный разговор, при этом никоим
образом не ущемить права Евы, не обидеть её, подвести детей к тому, чтобы они
поняли: зачем я их собрала и как помочь
Еве? Я впервые почувствовала себя психологом детских душ. Следила за девочками,
как они реагируют на мои вопросы, как они подхватывают тему разговора, и еще
осторожно наблюдала за Евой. Это было невероятно интересно. Евочка изначально
молчала, немного покраснела, когда услышала, что стали говорить в её адрес
хорошие слова, на вопросы только головкой кивала, и тут, я заметила, что в середине занятия она
начала немного застенчиво улыбаться. Я тут же привлекла внимание ребят,
обратила их взгляд на её красивую улыбку, добрые глазки. Когда девочки в
очередной раз усыпали её комплиментами, Ева ещё больше заулыбалась. Когда я
предложила представить, что Ева – это море, я попросила назвать, какое оно?
Девочки называли комплименты: ласковое, нежное, спокойное, задумчивое,
волнительное. В этот момент я следила, как девочка улыбалась и как будто, стала
расцветать. А когда девочки предложили, чем они смогут ей помочь («вместе
ходить в столовую», «принести любимую игрушку, чтобы поиграть», «пойти вместе в
театр») у девочки на глазах появились слёзы. После окончания работы первого
занятия, перед уходом домой, Ева с
радостью подошла ко мне и спросила: «А
когда мы снова соберёмся в «Круг друзей»?» Для меня это было открытие, «Круг
друзей» повлиял на девочку и, значит, наша помощь ей просто необходима. Всё
удалось. Фокусный ребенок остался под впечатлением. От комплиментов у девочки
появились даже «слезы радости» на глазах. Я поблагодарила детей за
сотрудничество и отправила их с родителями домой. Я будто бы была окрылённая
успехом, неожиданно открыв в себе такие возможности, у меня все получилось. Через некоторое время
я позвонила маме фокусной девочки, т.к. мне было интересно, какие впечатления
остались у нее? К слову сказать, при встрече мама тоже всегда была
стеснительна, неразговорчива, мало улыбалась. На что мама ответила, что она
очень рада за дочь. Говорила с восхищением о том, что Ева счастлива, ей столько
комплиментов дети сказали, что она не ожидала. Одушевленная успехом, я решила
готовить ІІ занятие.
Прошла
неделя. На втором занятии, конечно, некоторые дети признались, что не всё, что
обещали, выполнили. Но девочка (ф.р.) была уже в разговоре более раскованная,
больше улыбалась, шла на контакт. Ей общение стало в радость, это было очень
заметно. Девочки пообещали обменяться мобильными телефонами, одна из них
пригласила Еву к себе на концерт. А Ева, в свою очередь, рассказала о своем
увлечении и пообещала принести вышитые ею картины и показать сам процесс
вышивки.
В
период между кругами я незаметно наблюдала
за участницами круга. И, действительно, девочки всё же стали выполнять
свои обещания. Приносили игрушки, шли с Евой в паре в столовую, классом мы были
в театре.
И
в этот период мне предложили с коллегой
съездить в г. Ирпень, обменяться опытом, поучиться методике ведения «Кругов
друзей». Конечно, я с удовольствием согласилась. Встреча с самим Колиным и его женой Джеки
была переполнена положительными эмоциями. Мы общались, прислушивались к своим
коллегам из других городов. С нами проводили психологические тренинги.
Воодушевленная, я приехала обратно и не раздумывая, пригласила девочек на ІІІ «Круг друзей».
Как
всегда мы провели разминку. В этот раз мы дарили друг другу комплименты,
улыбались, приветствовали друг друга, обнимались, со стороны складывалось
впечатление, что мы не виделись вечность, хотя круг проводили после уроков. И
стали вспоминать все те хорошие дела, которые обещали Еве. И в перерыве между
разговорами я предложила очередную игру. К слову сказать, этот вариант игры с
нами проводили на психологическом тренинге в г.Ирпене и мне хотелось
попробовать снова испытать те чувства, а особенно понаблюдать за девочками,
будучи в нашем «Кругу друзей». Мы стали
в круг, но спинками друг к другу, оставив единственную Катю, повернутую в круг
лицом, по методике нельзя было Еву (ф.р.) оставлять одну. Мы стояли минуту или две, задумчивые,
грустные. Ева, в этот момент, была очень расстроенная, и не понимала, что
происходит. Я спросила девочек, что они
испытывают. Тут же ответила Катя,
которая стояла лицом в круг и не видела наших лиц, что почувствовала
одиночество и тоску. Ей хотелось, чтоб мы быстрее поворачивались. Но по
правилам этой игры, мы стали по одному поворачиваться, и при этом я наблюдала,
как сразу менялось выражение лица Кати и той девочки, которая поворачивалась.
Улыбка тут же расцветала. Я снова
спросила, что чувствует Катя и те девочки, которые поворачиваются. Естественно, на душе становилось теплее от
добрых и радостных взглядов. Пришло время и Еве повернуться. Девочка повернувшись,
встретила добрые и искренние взгляды, улыбки и мы приняли решение, что теплее
всего в «Кругу друзей», когда мы встречаемся взглядами, разговариваем и
улыбаемся друг другу. После того, когда повернулся последний человек, мы крепко
взялись за руки, потом рассоединив руки, снова стали обниматься, чтобы доказать
друг другу, как нам хорошо вместе. В конце занятия, уходя, уже все девочки
договаривались, что они принесут в следующий раз, чтоб поделиться с Евой и все
с нетерпением будут ждать следующего круга друзей.
Ровно
через неделю, на
IV занятии одна из девочек – Карина подарила Еве
расписанное яйцо. Как выяснилось, девочки обменялись мобильными телефонами,
ходили вместе на концерт, а Ева, как и обещала, принесла вышитые картины и одну
- в работе, на пяльцах, и коробочку с разноцветными нитками, бусинками. Все с
восторгом рассматривали, как надо вышивать картину, Ева была в центре внимания.
Она с радостью рассказывала и показывала сам процесс вышивки. В конце занятия я
спросила, сможет ли Ева теперь сама протянуть руку помощи тому, кто будет
нуждаться. На что она с удовольствием согласилась. Перед окончанием занятия я предупредила детей, что это
последний круг и спросила, что они будут делать, если круга не будет? На что девочки
ответили, что в любом случае, они протянут руку помощи тем, кто нуждается,
будут отзывчивыми на проблемы других. Я
поняла, что цели я добилась. И при этом, Ева раскрепостилась, стала
общительней, улыбалась.
Я
начала работу с другим «Кругом друзей», объявила в классе об этом, по желанию собрала
10 человек, определили вместе, кому необходима в классе помощь, и первой, кто
поднял руку для участия в следующем «Кругу друзей», это была Ева.
Я
думаю, что такие «Круги друзей» имеют большую ценность. Т.к. они дают
возможность пообщаться с ребятами наедине, свободно, искренне, помогают
раскрыть душу ребенка, затронуть эмоциональное состояние, и, самое главное,
внести положительные эмоции в жизнь детей, их родителей, приоткрывают дверцы
твоих возможностей, как учителя, а это и
здоровье, и радость в работе, и
долгожданный успех!»
Іванічева Ольга Олексіївна:
«Поля на каждом шагу переживает неудачи: обычные дети
играют, она же пытается присоединиться к ним, но ей отказывают, она часто не
успевает что-то дописать на уроке, начинает плакать и над ней смеются. Одним
словом, она на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у неё есть
реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь – она
совершенно довольна собой.
Я помню тот день, когда
состоялся первый круг, Полина пришла в школу, полная абсолютной грусти.
Все дети разговаривали, а
также играли друг с другом на переменах, обсуждали разные темы, они делились
своими интересами, высказывали свои суждения. А Полина ходила, как Чебурашка, который ищет себе
друзей. Когда мы собрались в круг, и я задала им вопрос, кто же больше всех из
них нуждается в дружественной поддержке, только одна Полина подняла руку. После
того как дети начали называть хорошие качества и поступки Полины, она тут же
засияла от счастья. Все дети предлагали ей свою поддержку, она её не только
приняла, но и предложила также каждому из них свою помощь. На протяжении всего
времени проведения кругов, мы увидели значительные перемены в настроении
Полины. Она с большим удовольствием бежала в школу. Причём она не только
принимала помощь и поддержку детей, но и
заметила, что у нас в классе есть такой мальчик, который очень долго болел, во
многом отставал от своих одноклассников. И она сама собрала свой мини-круг для
Артёма».
Немає коментарів :
Дописати коментар